Сила
1. Категории
По своей силе Иные подразделяются на семь категорий, или уровней: от седьмой (низшей) до первой (самой высокой). Подавляющее большинство магов принадлежит к категориям с четвёртой по седьмую. Магов третьей категории значительно меньше, а магов первых двух категорий единицы даже в таком большом городе, как Москва.
Есть и маги, более сильные, чем маги первой категории. Они называются Высшими, или магами вне категорий. Сила Высших магов слабо поддаётся сравнению. В Москве есть пять высших светлых магов — Гесер, Ольга, Светлана, Надя (инициированная в «Последнем Дозоре» дочь Антона и Светланы — т. н. нулевой маг) и Антон Городецкий, и четверо высших тёмных — Завулон, Николай, Паган и Юрий (также Костя Саушкин становится высшим вампиром, но умирает в Сумеречном дозоре, а его отец становится высшим в Последнем Дозоре). Так же встречается определение «Великий маг». Оно применимо к магам вне категорий, но означает скорее не уровень силы (так как разницу в магической силе магов «вне категорий» сложно измерить), а «заслуги» того, кто его носит.
2. Природа силы Иных
Магическую силу производят люди и вообще все живые существа. Маги в большинстве случаев производят меньше силы, чем люди: их магическая температура ниже. Благодаря этому маги могут использовать силу, производимую людьми. Таким образом, почти все Иные являются паразитами, хотя большинство из них об этом не знает. Чем ниже магическая температура, тем сильнее Иной и тем выше его уровень. Самыми могущественными являются маги с нулевой температурой — Абсолютные, или нулевые маги. За всю историю вражды Света и Тьмы известны всего двое подобных иных: Надежда Городецкая и Мерлин. Надежда была Светлым магом, а Мерлин стал Тёмным после истории с детьми («Последний Дозор»: по наущению Мерлина король Артур отправил на верную гибель корабль с девятью младенцами, так как один из детей, родившихся в определённый период, должен был стать убийцей Артура). Кроме того, после использования на него Фуарана, нулевым Иным стал вампир Костя Саушкин.
Сумрак
Сумрак — в произведениях Сергея Лукьяненко: собирательное название шести параллельных измерений, существующих одновременно с нашим миром и связанных с ним. Только Иные способны погрузиться в Сумрак. Каждый слой выглядит как другой мир (количество лун в них разное, например). Чем сильнее Иной, тем глубже он способен погрузиться. Первый слой доступен для любого Иного. Ниже третьего уровня могут погружаться только Высшие. Люди могут воздействовать на Сумрак только косвенно. Мощная взрывчатка способна достать до второго слоя. Ядерный взрыв выжигает не только мир людей, но и все слои Сумрака. Двери в сумраке, даже запертые в обычном мире, всегда отперты. На первых слоях сумрака запахи отсутствуют, а цвета блекнут примерно до третьего (там их практически нет), а затем снова начинают набирать силу вплоть до 7-го (нашего мира). Мерлин считал, что каждый слой сумрака — это то, что могло случиться с нашим миром, возможность, не ставшая данностью, тень, отброшенная на Бытие. Границы между слоями представляют собой что-то вроде тонких плёнок поверхностного натяжения между мирами. Энергетический барьер для преодоления каждой границы возрастает по экспоненте.
Седьмой уровень Сумрака — это наш мир, то есть Сумрак закольцован. Преодолеть барьер между шестым и седьмым могут только нулевые Иные.
Для котов и большинства других животных не существует обычного мира и сумрака — они живут во всех мирах сразу. Единственная известная форма жизни, обитающая в сумраке — это синий мох. Он питается человеческими эмоциями (так же, как и Иные).
У каждого Иного реакция на сумрак индивидуальная — всё зависит от его силы и умения. Более сильные и опытные видят очертания предметов в сумраке чётче, да и передвигаться им легче. Слабые же, чем глубже погружаются в сумрак, тем более и более медлительны.
Пребывание в сумраке требует от организма особых энергетических затрат, и потому чревато как для новообращенных Иных (т. н. «сумеречная кома»), так и для Иных со стажем (выкачивает силы — и речь идет не только о магической Силе, но и о банальном уровне глюкозы в крови).
Сумрак не просто тянет Силу из Иного, он выкачивает жизненную энергию. На первом слое бушует ледяной ветер, но не такой, какой знаком людям. Этот ветер промораживает до мозга кости, уносит саму жизнь. На остальных слоях вплоть до четвёртого включительно наблюдается подобное явление.
Первый слой сумрака
Первый слой сумрака похож на наш мир. Но он мёртв и высушен. Краски серые и смазанные. Время в нём течёт медленнее, чем в обычном мире. Но такой ход времени имеет место только для физических процессов. Сознание Иного и его тело в сумраке живут по тому же времени, что и в обычном мире. На первом слое рельеф местности почти совпадает с земным. Практически все объекты из нашего мира там сохраняются, но сквозь любой их них можно с разгону пробежать. В этом слое видна истинная суть вещей, видны места давних сражений, можно увидеть следы смерти (смерть вообще очень сильная магия — оставляет след на всех слоях сумрака). Если, например, кто-то написал газетную статью, то взглянув на нее из сумрака, можно прочитать то, о чём на самом деле думал или что подразумевал автор. Через сумрак можно читать тексты, написанные на других языках, но при таком чтении стиль написанного усредняется. Все движения здесь замедлены. Очень трудно говорить, дышать, двигаться. Со рта идёт пар. Слышен низкий отдалённый гул, похожий на звуки моря. Люди из этого слоя видны, как неясные тени. В сумраке проявляются ауры живых существ. Единственный обитатель — синий мох, питающийся человеческими эмоциями. Но если на него направить слишком много энергии, то мох не успевает её переварить и сгорает (если уничтожает его Светлый) или замерзает (если Тёмный). Днём из-под облаков пробивается мёртвый свет, а ночью небо смоляно-чёрное. Вместо Луны пояс серой пыли.
Второй слой сумрака
Второй слой выглядит куда более уныло, но чуть живее, чем первый. Красок вообще нет. Повсюду тяжёлый, свинцовый туман. Здесь время ещё более заторможено. Небо затянуто густыми облаками. Из-под них прорывается призрачный мёртвый свет. Из туч часто идёт дождь, пахнущий аммиаком и гарью (но здесь запах не ощущается). Ночью высоко в небе, мутными пятнами пробивая облачную завесу, светят три луны — белая, желтая и кроваво-алая. Если в обычном мире подняться на высокую башню и из неё войти во второй слой, то падение вниз будет чрезвычайно медленным
Третий слой сумрака
На третьем слое вместо зданий каменные плиты, опутанные сухими стеблями. Встречаются маленькие искорёженные деревья (не понятно деревья ли это, ведь листьев нет, только причудливо переплетённые сучья). Пространство сопротивляется резким движениям. В небе плывут сверкающие облака, будто взвесь стальных опилок в глицерине. Вместо Солнца находящееся очень высоко багровое огненное облако — единственное цветное пятно в сером мареве.
Первый, второй и в некой мере третий слои сумрака — это отображения нашего мира. Как правило, предметам, находящимся в реальном мире соответствуют их сумрачные эквиваленты. Но чем глубже слой, тем менее явно это соответствие. Например, обычной гранате на первом слое соответствует такая же граната, на втором это может быть просто обычный камень. Самолёту на первом слое соответствует большая каменная глыба. Но бывает так, что в сумраке не находится аналогий реальным предметам. Так было с Останкинской телебашней. На втором слое для неё не нашлось достаточно высокой и узкой скалы или дерева. Аналогий может не существовать и по иным причинам. Изменения, происходящие в реальном мире, отображаются в сумраке не сразу. Чем глубже слой, тем больше это время запаздывания. Боеприпасы, пролежавшие в земле со времён Второй мировой войны, на первом слое имеют чёткие сумрачные двойники. Чем глубже слой сумрака, тем больше он оторван от реальности.
Четвертый слой сумрака
На четвёртом слое тоже нет цветов, но если взять песчинку и всмотреться, то угадываются зарождающиеся краски — дымный перламутр, цветные искорки, золотые крупинки. Никакого рельефа — бескрайняя песчаная равнина. Небо розовато-белое — как будто взяли смешали молочные реки с кисельными берегами да и выплеснули всё это в небеса. Местами встречаются разбросанные чёрные валуны. В небе нет Солнца. На этом слое, как и на всех предыдущих, очень трудно находиться. У каждого Иного на четвёртый слой индивидуальная реакция — кому холодно, а кому и жарко.
Пятый слой сумрака
На пятом слое находиться гораздо легче — он энергетически сбалансирован. Здесь холодно, но нет леденящего ветра, уносящего жизнь. Этот уровень почти пригоден для жизни. Имеется Солнце. Есть высокая трава и деревья (но не слышно шелеста листьев), а на небе тяжёлые фиолетовые облака, похожие на снеговые. Местами проходят грозы (только молнии бьют из земли в небо). Но если всмотреться, то можно заметить, что облака, скорее сизые, чем фиолетовые, трава зелёная, но бледная, а молнии сверкают, но не обжигают сетчатку глаза. Ночью небо белое, а звёзды чёрные. Этому месту не хватает натуральности.
Шестой слой сумрака
На шестом слое всё, как будто, натурально. Здесь тепло. Тихо и в то же время мир наполнен звуками: шелест листьев, пение птиц. Трава на вкус горькая. Чувствуются запахи цветов, трав и какая-то гарь. Когда день, то есть Солнце, а когда ночь, то на небе настоящая привычная Луна, но нет звёзд — звёзды не для Иных. Однако, если очень внимательно присмотреться, то можно понять, что трава горькая, но не совсем, Солнце светит, но не ослепляет, звук малость приглушен. Воздух вроде бы свежий, но всё-равно в нём чего-то не хватает, присутствует какая-то затхлость, как в помещении, которое долго не открывали и там не бывали люди. Развоплотившиеся Иные попадают на шестой уровень Сумрака. Они не могут вернуться в наш мир, хотя самые сильные из них могут подняться даже на высшие слои (Мерлин, в частности, способен подняться на первый). Иные, попавшие на шестой слой, сначала считают его Раем, некоторые даже многие века не замечают фальши. Но на самом деле это Ад — они здесь заперты и им не куда деться. Умершим магам там не хватает жизни, жизненной энергии, то есть живут они как бы наполовину. Если живой человек или Иной коснётся одного из них, то почувствует обжигающий холод, как будто из него высасывают жизнь. Умерший же почувствует тепло и жизнь, вернётся блеск в глазах, но не на долго. Артефакт, созданный Мерлином и названный «Венец всего», развоплощал всех умерших Иных на глубинных слоях сумрака, давая им умереть, как обычным людям, уйти навсегда.
Седьмой слой сумрака
Венец Всего здесь скрыт. Всего лишь шаг остался.
Но он — наследие для сильных или умных,
Получишь все и ничего, когда достать его сумеешь.
Иди вперед, коль ты силен, как я; иди назад, коль ты, как я, умен.
Начало и конец, глава и хвост, все слито воедино
В Венце Всего. Так жизнь и смерть неразделимы.
Это стихотворение, созданное Мерлином, который был абсолютным Иным и мог пройти на седьмой слой прямо с шестого, до того как развоплотился. Сумрак — это кольцо, поэтому на седьмой слой можно попасть не только прорываясь вперед, как сделала Надя — дочь Антона — абсолютная светлая. Можно найти другой путь, а можно никуда не ходить, ибо на седьмом слое живут люди. Это НАШ мир.